29 октября 2018 года
«Три тополя на Плющихе» - фильм Татьяны Лиозновой – экранизация рассказа Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Многие воспринимают его, как историю о глупой деревенской бабе, как устаревший и не интересный современному зрителю фильм.
А там – о любви…О том, что, наверное, совсем не многим выпадает заветная встреча с той самой так называемой «второй половинкой». Но даже им, счастливцам, не всегда дается шанс не потерять друг друга.
Она. Нюра – замужняя деревенская баба, полная, добрая, счастливая, обеспеченная. Муж у нее хозяйственный, работящий, а главное, на зависть всем деревенским – не пьющий. Двое детей.. Дом – «полная чаша». И она довольна всем, всему этому рада, и судьбу свою благодарит. Вот и в этот раз отправляется она в Москву, чтобы продать ветчину (полный чемодан – настоящее богатство).
Он. Таксист – долговязый, худой, интеллигентный. В бесконечных беседах с пассажирами ставший тонким психологом, с цепким взглядом, с добрым юмором, умный и одинокий.
Он подбирает её на вокзале, смешную, растрепанную, неуклюжую. Шутит, смеется над ней, замечая, как она подсчитывает щелчки на счетчике, и держит приготовленные монетки в руке, чтобы, не дай Бог, не переплатить (муж наказал). Её наивные, простодушные и такие искренние ответы вначале забавят его. Но каждое слово, жест её притягивает его внимание, он замечает, что она красива, он успевает разглядеть её женскую мудрость и мягкость. И ему уже хочется продлить эту встречу.
Он ищет по радио песню «Нежность», а она, не слышавшая такого названия, поет ему песню (про «летчика французского»), не понимая, что оба они говорят об одном и том же…
А он в этот момент всё окончательно понимает. Он встретил свою любовь.
Мурашки по коже. Эту сцену, где Ефремов просто смотрит и молчит под восхитительную музыку, называют одной из красивейших эротических сцен советского кино.
При расставании он приглашает её в кино. Она шутя соглашается, время назначено.
В гостях у невестки Нюра засыпает, видит сон, и в этом сне ей открывается вся её жизнь: дети смеются над ней, считают глупой, муж её жаден и неласков, высокомерен и недобр; и даже родителей мужа, давно умерших, она боится, и детей боится, и мужа. И за этот разговор с таксистом уже считает себя виноватой перед ними всеми.
С мужем они разные люди, и он никогда не оценит и не поймет ее. Становится понятно, что несмотря на внешнее спокойствие и удовлетворение, она глубоко несчастна…
Очнувшись от тяжелого сна, Нюра подходит к окну: он ждет её у подъезда с цветами. «Нет, нет, она не должна, не может», - первые её мысли. – «Сейчас или никогда», - вдруг решается она.
Торопится, одевается… Какая красивая она в этот момент – преображается… И… теряет ключ! Ищет, но не может найти.
А он всё стоит, стоит, ждет. И она плачет, смотря на него из окна…
Дальше – возвращение домой, радость детей подаркам, ворчание мужа, что дешево продала. И – неожиданная радость – песня по радио с названием «Нежность». И здесь она тоже понимает, какая встреча случилась с ней. И тепло этой встречи, не сомневайтесь, будет мучить и согревать её всю жизнь.
Признаюсь, я каждый год пересматриваю этот фильм, каждый раз влюбляюсь в таксиста, каждый раз верю, что Нюра найдет ключ, и плачу, когда плачет она…
Пустынная Москва, шум дождя и прекрасная мелодия песни «Нежность». Это фильм – об одиночестве каждого из нас, кто бы ни был с нами рядом.
Елена Муратова